Что происходит с пенсиями?

Модели построения пенсионной системы

Первая, распределительная, еще её называют солидарная. В рамках этой системы, государство собирает пенсионные отчисления ныне работающих и распределяет их среди пенсионеров.

Вторая, накопительная или добровольная, - когда человек на протяжении всей своей жизни копит себе на старость.При этом, накопительная пенсия бывает принудительной и добровольной, но мы для упрощения объединим их в одну и будем называть накопительной. Итак, существуют две модели - распределительная и накопительная

Распределительная модель

Размер пенсии в распределительной модели зависит от стажа, суммы страховых взносов, уровня оплаты труда и т.д.. Образуется она по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, что, вообщем-то, логично. В этой модели граждане не влияют на размер этих самых отчислений и сборов. С точки зрения нагрузки на участников этой системы (государство и граждане), ситуация выглядит довольно интересно: 

  • С одной стороны, граждане вынуждены повиноваться и принимать к исполнению все предписанные отчисления и сборы. На начало 2016 года, по размерам отчислений с заработной платы мы имеем следующее:

- ПФР )пенсионный фонд России)– 22%;
- ФСС (Фонд Социального Страхования)–2,9%,
- ФФОМС (Всероссийский Фонд Обязательного Медицинского Страхования) –5,1%. 

Есть еще такое понятие как “предельная величина”, не будем сейчас заострять на этом внимание, отметим лишь, что это связано с расчетом страховых взносов с суммы всех выплат физическому лицу. Так вот, выплаты, превышающие предельную величину, облагаются только взносами на ОПС (Обязательное Пенсионное Страхование) – 10%.

  • С другой стороны - государство, которое берет на себя обязательства выплачивать пенсии и индексировать их по фактической инфляции. Однако, это влечет за собой вероятность возникновения рисков по выплатам. Денег может просто не хватить.

Эта модель обеспечивает относительную простоту управления финансовыми резервами пенсионной системы, но, при этом, повышается зависимость от других социально-экономических факторов и, главным образом, демографических. При этом, как мы видим, она накладывает обязательства на обе стороны: на стороне гражданина - это удержание почти ⅓ его дохода, а на стороне государства - это риски по выплатам из-за демографическим бумов и “ям”.

Накопительная модель

Пенсионное обеспечение по старости в накопительной модели, представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий. 

Модель накопительной пенсии - каждый сам несет ответственность за свою старость. С одной стороны, это хорошо, есть хоть какая-то определенность, вы знаете на что будете жить в будущем, не зависите от внешних обстоятельств в лице государства (хотя тут стоит признать, что это не совсем так, поскольку пенсионные деньги это, что называется “длинные деньги”, пенсионные фонды могут инвестировать их в реальный сектор экономики, а значит, риск всегда есть) и наверняка у вас умеренное потребление, раз вам удаётся откладывать на старость. Но пока мы молоды, мы не думаем о старости, живём сегодняшним днём и не думаем о том, на что будем жить, когда постареем.  Эта модель несёт в себе ещё и другие риски: доходность пенсионных накоплений может быть ниже инфляции, а НПФ (негосударственный пенсионный фонд) - оказаться ненадёжным.

Ввиду всех достоинств и недостатков этих систем, было бы логично правильно смешивать их. И тут как раз в пору поговорить про нашу страну.

Что происходит с пенсиями в России.

В России накопительная часть пенсии появилась в 2002 году. По умолчанию, средства поступают в государственную компанию, но их можно перевести в частную - НПФ (негосударственный пенсионный фонд). Речь идет о 6% отчислений работодателей. Таким образом, к моменту выхода на пенсию, у человека аккумулируются его собственные средства. В случае, если человек не дожил до пенсии, эти деньги будут переданы наследникам.

Далее, в конце 2013 года объявляется реформа негосударственной пенсионной системы и 2014–2015 годы становятся переходным периодом, в это время деньги на будущие пенсии россиян были перенаправлены в государственный Пенсионный фонд. Сначала это объясняли непрозрачностью системы управления НПФ. Но потом в правительстве признали, что фактически деньги потратили на покрытие бюджетных расходов: речь шла о 243 миллиардах рублей. Министр финансов РФ Антон Силуанов об этом прямо сказал: 

- "Источников для этого нет. Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер. Сейчас пока еще ресурс этот есть, [он] скорее всего, пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя". 

-“Это не просчитанное предложение, которое не обсуждалось. Надо спросить у автора, за счет чего это будет делаться", - добавил Силуанов.

При этом, мнения в правительстве расходятся. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил:

"Я до сих пор глубоко убежден, что те 243 млрд руб. накопительных пенсий, которые были заморожены, мы должны отдать тем НПФ, которые пройдут акционирование и проверку регулятора, и что застрахованным лицам все должно быть компенсировано", - заявил Улюкаев в интервью газете "Ведомости", которое было опубликовано 25 июня.

Предполагалось, что во время моратория фонды проверит ЦБ, они пройдут акционирование и вступят в систему гарантирования пенсионных накоплений. В случае банкротства НПФ номинал взносов (то, что работодатель перечислил на счёт гражданина) будет компенсирован из фонда Агентства по страхованию вкладов.

Сейчас процедуру акционирования прошли все крупнейшие фонды, на которые приходится почти 98 % рынка, а в систему гарантирования уже были допущены 24 НПФ, на долю которых приходится 84 % рынка. Важная деталь, о которой говорилось выше: пенсионные фонды могут делать долгосрочные инвестиции, поддерживая тем самым экономику. По данным на конец 2014 года, под управлением российских НПФ находилось 1,1 триллиона рублей, из которых более 35 % было вложено в активы реального сектора.

2 года моратория накопительной части пенсии закончились и сейчас правительство стоит перед выбором: сохранить обязательный накопительный компонент или отказаться от него.
В случае, если будет принято решение отказаться от накопительной пенсии, то остается только распределительная система, при которой государство само будет рассчитывать на какую пенсию может претендовать гражданин. Происходить это будет на основании бальной системы: берутся все деньги пенсионного фонда, делятся на количество пенсионеров, к ним прибавляются коэффициенты (например: трудовой стаж, возраст выхода на пенсию и т.п.) и подсчитывается, сколько получит каждый.

Но в этом случае пенсионная система станет полностью зависимой от всё возрастающих трансфертов из бюджета. В 2017 году они вырастут до 3,4 триллиона рублей — на выплату пенсий придётся 19,7 % бюджетных расходов. Правительство должно будет искать способы сократить выплаты, чтобы бюджет не лопнул. К примеру, сейчас предлагается не платить пенсии работающим пенсионерам с доходом больше 83 тысяч рублей в месяц, увеличить пенсионный возраст и требования к стажу. 

 

Что будет с теми накоплениями, которые уже были изъяты - большой вопрос.

Комментарии отсутствуют

Нет результатов.

* - обязательны для заполнения

© 2016-2017 "Простыми словами". Сайт про финансы, денежные отношения и экономику простым языком.